Пиаже стадии развития ребенка – Переходный объект
14.03.2023Импринтинг новорожденного 👩🍼 Инстинкт любви
14.03.2023Метод Гаптономия (в некоторых источниках «аптономия», от греч. hapsis – трогать) – наука об эмоциональном и тактильном контакте между ребенком и его родителями до, и сразу после его рождения.
Факт получения информации ребенком до рождения (пренейтом), возможности ее запоминать и обучаться была доказана в XX в. рядом проведенных исследований. При систематическом и целенаправленном раздражении анализаторов происходит активизация нейронов, стимулируется процесс образования межнейронных связей. Т. Верни утверждает, что «плод видит, слышит, ощущает вкус, приобретает опыт и даже обучается in utero» (Верни Т., 2005).
Не вызывает сомнений факт, что эмоции, испытываемые беременной, оказывают прямое влияние на пренейта.
Верни Т., 2005
Гаптономия, осуществляясь через тактильное воздействие и эмоциональное, аффективное общение, позволяет создать и развить психоэмоциональную связь между отцом, матерью и ребенком.
Основоположники гаптономии
Основоположником гаптономии принято считать нидерландского врача-педиатра Франца Вельдмана. Это человек с нелегкой судьбой – во времена 2-ой мировой войны он прошел через концентрационный лагерь – он считал, что в мире так много зла оттого, что маленькие дети не получают достаточного количества любви. Франц Вельдман подчеркивал важность участия отца в общении с ребенком и полагал, что устанавливать контакт необходимо еще до его рождения.
Метод гаптономии Франца Вельдмана заключается в том, что касаясь руками живота матери, отец может сообщить ребенку о своем существовании и завязать с ним первый контакт. Опыты, проводимые в 1980-х гг доказали, что часто пренейт узнает прикосновения руки отца, выделяя их среди прочих, он даже может приблизиться к ним.
Франсуаз Дольто – французский психоаналитик, одна из ключевых фигур в области детского психоанализа – поддерживала идеи гаптономии. Она полагала, что пренейт находится в бессознательном общении с матерью, что ее эмоции запечатлеваются в его психике. В своих исследованиях она доказала, что речь, обращенная к грудничку, может обладать терапевтическим эффектом.
Сегодня эта мысль получила дальнейшее развитие в работах ее дочери, Катрин Дольто-Толич. Вслед за основоположниками гаптономии, она подчеркивает, что прикасания не призваны вызвать лишь тактильное ощущение, они должны быть наполнены эмоциональным содержанием. В своих работах Катрин Дольто говорит о том, как важно поддерживать контакт между ребенком и родителями во время родов и непосредственно после них. При резком разлучении с родителями у новорожденного происходит «разрыв идентичности», что отражается на его взрослой жизни.
Гаптономия – не способ решения амбиций родителей по дородовому «образованию» малыша. Её цель – развитие у детей чувства базовой безопасности, благодаря установлению эмоционального контакта между родителями и ребенком.
Дородовый опыт и опыт рождения
Почему дородовый опыт и опыт рождения столь важен? Сильные эмоции, которые возникают у пренейта в той или иной ситуации, аффекты, оказывают влияние на формирование психики человека. Аффекты, сформированные в раннем детстве и даже до рождения, могут «запускаться» во взрослом возрасте при столкновении с отдельными элементами ситуации, вызвавшей конкретную эмоцию. Это неосознаваемая, большей частью неконтролируемая реакция.
Гаптономия позволяет установить связь с малышом, интуитивно чувствовать его. Такая связь помогает ребенку получить положительный дородовый опыт, успешно пройти через опыт родов и первого контакта.
Практическая методика гаптономии состоит в том, чтобы практиковать общение с ребенком в одно и то же время. Родители должны выбрать способ воздействия – они могут спеть песенку, рассказать сказку, погладить или похлопать живот в такт звучанию голоса. Общение обязательно нужно проводить ежедневно. Примерно через две недели ребенок привыкает к «сеансу» и сам вызывает «на связь».
Существуют противоречивые мнения по поводу внутриутробного стимулирования, так называемого «обучения» ребенка.
На наш взгляд, следует строго разделять гаптономию, оказывающую, несомненно, положительный эффект, и избыточное стимулирование. В погоне за ранним умственным развитием детей родители начинают проводить усиленное «обучение» с помощью регулярного раздражения слухового, тактильного и зрительного (яркий свет) анализаторов. Помните, что такое обучение может принести больше вреда, чем пользы и вызвать у ребенка стресс.